КОНЦЕПЦИЯ

образования и воспитания

ЧОУ «Ярославская Губернская Гимназия

имени  святителя Игнатия Брянчанинова»

 

Принята  Епархиальным  советом  Ярославской Епархии  20 декабря 2006 г.

Содержание:

1. Введение

2. Организационно-правовая форма Гимназии

3. Образование и воспитание в гимназической традиции

4.  Гимназия как школа-лаборатория

5. Целостность и непрерывность гимназического образования и воспитания

6. Социальные аспекты гимназического воспитания

7. Заключение

1. Введение

1.1 Настоящая Концепция, принятая Епархиальным  советом  Ярославской Епархии  20 декабря 2006 г., излагает основные принципы гимназического образования и воспитания, проистекающие из православной педагогической традиции России и отвечающие духовно-нравственным и социальным запросам родителей (законных представителей) воспитанников Гимназии.

1.2 Концепция также устанавливает ряд руководящих принципов для всех участников воспитательно-образовательного процесса — начальствующих, учащих и учащихся: членов администрации, воспитателей, преподавателей, учителей и других сотрудников Гимназии, а также для родителей воспитанников и самих обучающихся в Гимназии.

1.3 Настоящая Концепция образования и воспитания отражает позицию учредителя Гимназии — Ярославской Епархии Московского Патриархата РПЦ  в сфере взаимоотношений Гимназии с государственной (муниципальной) системой образования: творческое сотрудничество Гимназии с органами управления образованием, с педагогическим вузом, с учебными заведениями, занимающимися проблемами развития и совершенствования образовательной системы. По согласованию с органами управления образованием Гимназия принимает участие в государственных и муниципальных образовательных программах.

1.4 Содержание и характер настоящей Концепции определяются тем, что Гимназия,

  • являясь по своему организационно-правовому статусу негосударственным общеобразовательным учреждением, имеющим лицензию на образовательную деятельность,
  • реализуя общеобразовательные программы  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
  • реализуя собственные программы по «Основам христианского мировоззрения», церковно-славянскому языку
  • активно сотрудничая с государственной (муниципальной) системой образования, с самого основания с 2003 функционирует в режиме инновационного образовательного учреждения  и активно содействует:
  • возрождению гимназической системы православных образовательных учреждений в  Ярославле,
  • обновлению гуманитарного образования в рамках православного образовательного учреждения,
  • обновлению системы воспитания детей и учащейся молодежи,,
  • созиданию (на районном и городском уровне) целостной системы образования и воспитания, в которой вместо жесткого разделения на государственное и негосударственное образование формируется единое образовательное пространство.

1.5  Настоящая Концепция является основой для совершенствования Устава Гимназии, Внутреннего Уложения Гимназии и других учредительных и распорядительных документов Гимназии.

1.6 Учитывая эвристический характер и научно-практическое назначение настоящей Концепции, Гимназиия в целях дальнейшего развития гимназического образования и воспитания вправе обновлять и совершенствовать и настоящую Концепцию.

2. Организационно-правовая форма Гимназии

2.1. ЧОУ "Ярославская Губернская  Гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова"  (далее — Гимназия) учреждена 25 августа 2003 года решением Епархиального Совета Ярославской Епархии. Отношения между Гимназией и Учредителем,  определяются Уставом Епархии и Уставом Гимназии и договором, предусмотренным Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 11, п. 3).

2.2. Гимназия учреждена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 11, п. 1). Являясь по своей организационно-правовой форме некоммерческой организацией — негосударственным образовательным учреждением (НОУ) — Гимназия имеет лицензию на образовательную деятельность), и входит в состав общей системы образования Российской Федерации. Отношения между Гимназией и органами местного самоуправления определяются законодательством Российской Федерации.

2.3. Гимназия создает условия для реализации родителями, гражданами Российской Федерации, гарантированного государством права на получение их детьми общего образования в таком образовательном учреждении, где принципы воспитания и образования соответствуют их собственным религиозно-нравственным убеждениям, что отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и международным конвенциям по вопросам образования, науки и культуры, являющимся частью правовой системы Российской Федерации.

2.4. Гимназия в своей деятельности руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях», Договором о сотрудничестве с Учредителем, Уставом и Внутренним Уложением Гимназии.

2.5. Образовательная деятельность Гимназии отвечает требованиям государственных образовательных стандартов. Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля.

2.6 Будучи негосударственным образовательным учреждением, после успешного прохождения государственной аттестации,  Гимназия будет иметь гербовую печать, и своим выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, будет выдавать документ государственного образца об уровне полученного в Гимназии образования

2.7 Отношения между начальствующими, учащими и учащимися Гимназии определяются и регулируются Уставом и Внутренним Уложением Гимназии.

2.8 Отношения между Гимназией и родителями (законными представителями) обучающихся в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 46, п. 3) регулируются договором.

2.9 Высшим органом управления Гимназии, согласно п. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации «Об образовании»  является Епархиальный совет Епархии.

2.10 Администрацию Гимназии возглавляет директор, назначаемый правящим Архиереем.

3. Образование и воспитание в гимназической традиции

3.1 Закон Российской Федерации «Об образовании» под ОБРАЗОВАНИЕМ понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона). В Письме Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года (№ 13-51-28/13) «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» утверждается, что «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

Учитывая преамбулу Закона Российской Федерации «Об образовании» и  директивные документы Министерства образования Российской Федерации, Гимназия под образованием понимает целенаправленный процесс обучения, включающий нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

3.2 Согласно библейской антропологии человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 2 гл.), носит в себе самом образ божественной славы. Но поскольку образ Божий в человеке затемнен и даже искажен грехом, то необходимо образование человека, то есть необходимо воссоздание в человеке первозданной божественной красоты путем очищения от греха и преображения человека через святую и добродетельную жизнь.

Библейская антропология послужила основополагающим принципом христианской педагогики, которая под образованием подразумевает воссоздание в человеке образа Божия. По мнению целого ряда выдающихся русских педагогов преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к искажениям, к односторонности воспитания. И лишь воспитание духовное, как основа образования, ведет к соразмерности и гармонии, «ибо духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек» (профессор Московского университета С.П. Шевырев).

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, считал, что нельзя «воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека». По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, главная задача школьного воспитания — пробудить внимание обучающегося к духовной жизни. «Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».

Исходя из российской православной педагогической традиции,  Гимназия видит свою главную задачу в том, чтобы пробудить и развить живое внимание и стремление обучающихся ко всему святому, прекрасному, духовному, высоконравственному и тем самым подготовить их к правильному вступлению во взрослую жизнь по достижении совершеннолетия.

3.3 Давая своим выпускникам общее среднее образование, Гимназия воспитывает человека, способного впоследствии продолжать свое образование в высшей школе или осваивать какую-либо профессию. Но при этом основой гимназического воспитания является духовно-нравственное воспитание (воспитание доброго нрава).

О нравственности как об основе школьного воспитания писал академик Д.С. Лихачев: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)». (Д.С. Лихачев. «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000, с. 154–155).

В этих словах замечательного русского ученого, мыслителя, педагога, патриота находит выражение традиционная для многовековой православной культуры России концепция воспитывающего обучения, в основании которого всегда полагались незыблемые принципы христианской нравственности и традиции православной культуры России.

3.4 В соответствии с указанными принципами православной педагогики Гимназия ставит своей задачей не только образование (развитие) ума, но также охранение чистого сердца и укрепление доброй воли обучающихся в Гимназии. «Начало премудрости — страх Господень» (Притч. 1, 7), а страх Господень — основа и залог вечного спасения человека. Это святое чувство охраняет человека от греха, учит благоговеть перед Богом, перед родителями, перед святыней, перед жизнью и само обучение школьное воспринимать как великий Божий дар. Отсюда формируется представление об отношении учащих и учащихся в Гимназии к делу обучения: педагог — это детоводитель ко Христу, а учащийся — это ученик Христов. Тогда и обучение воспринимается как путь к вечному спасению.

3.5 Воспитательные задачи Гимназии достигаются прежде всего тем, что все начальствующие, преподаватели, воспитатели и другие сотрудники Гимназии, помня о целях Гимназии и своем педагогическом призвании, должны служить для воспитанников и воспитанниц примером благонравия, трудолюбия, взаимопомощи, точного и ревностного исполнения своих христианских и собственно гимназических обязанностей.

3.6 Нравственные качества, которые призвана воспитывать Гимназия: доброта, благодарность, совестливость, верность, милосердие, сострадание, жертвенность, честность, скромность, благопристойность, почтительность, трудолюбие, терпеливость, великодушие, мужество, опрятность, добросовестность.

3.7 Гимназия призвана предостерегать и ограждать обучающихся и всех участников образовательного процесса от таких опасных для духовно-нравственного воспитания пороков, как праздность, гордость, дерзость, тщеславие, самость, леность, притворство, лживость, коварство, неблагодарность, зависть.

3.8 Принципы нравственного руководства и методы воспитательной работы в Гимназии прописаны во Внутреннем Уложении Гимназии, которое является основным документом, определяющим взаимоотношения начальствующих, учащих и учащихся.

3.9 Основными мерами нравственного руководства в Гимназии являются: личный пример воспитателя, наставление, призыв, напоминание, увещание, надзор, поощрение, взыскание.

3.10 В «Правилах поведения обучающихся в Гимназии» сформулированы требования к нравственному облику воспитанника Гимназии. Доброхотное исполнение этих правил свидетельствует о желании обучающихся учиться и воспитываться именно в Православной Гимназии.

4.  Гимназия как школа-лаборатория

4.1 В связи с необходимостью обновления содержания образования, Гимназией с самого основания была поставлена двуединая педагогическая задача: возрождение духовно-нравственного воспитания и обновление содержания образования.

4.2. Целостное образование в средней школе может быть достигнуто только тогда, когда фундаментальные основы знаний, получаемые в школе, проистекают из одной культурно-исторической традиции, а не являются разрозненными и никак между собой не связанными, «когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не друг против друга». Задача Гимназии — всемерно содействовать тому, чтобы учебный план и содержание отдельных предметов способствовали созданию целостной системы гимназического образования.

4.3 Более семидесяти лет содержание образования советской школы было пронизано так называемым «научным атеизмом», и материалистическое вероучение было господствующим не только в естествознании, но и в области гуманитарных предметов. Поскольку духовно-нравственное воспитание детей и молодежи невозможно без соблюдения принципа свободы вероисповедания, а гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от отношения к религии (Закон РФ «Об образовании», ст. 5, п. 1), Православная Гимназия (в соответствии с п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании») определяет содержание образования самостоятельно, учитывая требования государственных образовательных стандартов.

4.4 Имея попечение о духовно-нравственном воспитании обучающихся, Гимназия реализует комплекс воспитательных программ, непосредственно связанных с обучением труду, пению, изобразительному искусству, с прикладными видами искусства, с летним оздоровительным отдыхом, концертной деятельностью Гимназии. Важное место в гимназической системе образования и воспитания отводится физической культуре и спорту (общефизическая подготовка, занятия в спортивном зале, в бассейне, лыжный спорт, игровые виды спорта, шахматы). В летнее время особое внимание уделяется организации спортивных занятий и игр в детском оздоровительном лагере.

4.5 В целях обновления содержания образования Гимназия постоянно разрабатывает и апробирует учебные программы,  учебные пособия, а также учебно-методические материалы по родной истории, русской словесности, русскому языку, русской литературе, по православной культуре России и другим учебным курсам.  

 4.6 В стенах Гимназии, проводятся курсы повышения квалификации для учителей отечественной истории и литературы по «Православной культуре России», а также  конференции для учителей города  по отечественной истории, русскому языку и литературе.

 4.7 Основным принципом гимназического преподавания дисциплин гуманитарного цикла является источниковедческий принцип освоения культурно-исторического наследия, хранимого отечественной и мировой историко-филологической наукой. Реализуя программы по русскому языку, литературе, словесности, истории, древним и новым языкам, обществознанию, Гимназия знакомит обучающихся с отечественным и мировым культурным преданием. Предание — это та часть культурно-исторического наследия, которая передается из поколения в поколение. Церковное предание — священное наследие верующих, передаваемое посредством непрекращающейся литургической жизни христиан. Историко-филологическое предание — это культурно-историческое наследие, хранимое поколениями ученых-филологов и оказывающее существенное влияние на образование.

 4.8 В учебном плане Гимназии важное место занимают такие учебные курсы, как Церковное Богословие, церковнославянский  язык, церковное пение, которые преподаются по авторским программам и органично входят в комплекс гимназических предметов гуманитарного цикла. Эти учебные курсы помогают глубже постигнуть истоки духовности и культуры России.

4.9 Российская православная педагогическая традиция не противопоставляет религиозную веру научному естествознанию, поскольку в самом естествознании нет атеистических или антирелигиозных теорий, существуют лишь атеистические и антирелигиозные интерпретации тех или иных естественнонаучных явлений и фактов. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, по этому поводу говорил: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Современное научное естествознание возникло в лоне христианской культуры, которая демифологизировала природу и открыла прямой путь к научному постижению мироздания.

4.10 Общее образование, понимаемое как образование универсальное, должно способствовать формированию у обучающихся в Гимназии целостного мировоззрения, сочетающего начатки преподаваемых в школе современных научных знаний с духовными и нравственными ценностями, накопленными прежними веками российской и мировой христианской истории и культуры. Все учебные предметы, преподаваемые в Гимназии, должны составлять одну неразрывную цепь человеческих познаний, необходимых как для становления духовной культуры обучающихся, так и для дальнейшего продолжения их образования.

4.11 Преподавая природоведение, физику, астрономию, химию, биологию, географию и другие предметы естественнонаучного цикла, Гимназия ставит задачу не только реализовать базисные программы этих учебных предметов, отвечающие государственным образовательным стандартам, но и знакомить обучающихся с историей развития и становления современных естественнонаучных представлений, а также с наиболее значимыми (в мировоззренческом аспекте) современными проблемами этих естественнонаучных учебных дисциплин. При таком подходе не остается места для спекуляций на тему «наука против религии», а также для псевдонаучных гипотез и теорий, которые не сочетаются ни с религиозным, ни с научным мировоззрением. Современная научная картина природы не противоречит христианскому мировоззрению, а христианское мировоззрение не только не препятствует научному постижению природы, но и способствует развитию научных знаний. Поэтому преподавание в Гимназии предметов естественнонаучного цикла осуществляется в контексте православного мировоззрения.

4.12 Православный взгляд на научные знания и исследования, отраженный в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», исключает из области гимназического образования все виды оккультной и неоязыческой теории и практики: астрологию, теософию, антропософию, парапсихологию, всякого рода «паранауку», а также основанные на них сомнительные педагогические приемы и «образовательные технологии» (например, медитацию). Гимназия старается ограждать своих воспитанников от влияния псевдохристианских и псевдорелигиозных учений, движений и деструктивных сект, которые пропаганду своих лжеучений преподносят в наукообразной форме (неогностицизм, «новая хронология» Фоменко).

4.13 Важным элементом гимназического образования являются практические знания и навыки, позволяющие детям самостоятельно познавать красоту и целесообразность окружающего мира. Гимназические научные конференции (Юношеские Свято-Игнатьевские образовательные чтения, конференция любителей русской словесности и древностей Российских,) способствуют развитию интереса гимназистов к новым знаниям и формированию исследовательских навыков. Академик Д.С. Лихачев считал, что «в сообществе с гуманитарными знаниями воспитывают учащегося и знания технико-естетственные. Математика развивает мышление и интуицию, естествоведение — нравственное отношение к природе (экология только тогда действенна, когда она идет рука об руку и с моральным развитием человечества), ручной труд (в нем также имеется своя моральная основа) — воспитание трудолюбия (впрочем, трудолюбие развивается любым школьным предметом при правильном его преподавании). Одним словом, воспитание в школе должно основываться на взвешенном и продуманном отношении между гуманитарными знаниями и знаниями естественно-техническими при преобладании, конечно, как явствует из вышесказанного, гуманитарных» (Д.С. Лихачев. «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000, с. 155).

5. Целостность и непрерывность гимназического образования и воспитания

5.1 Принцип непрерывности является одним из основополагающих в системе гимназического образования и воспитания и реализуется через организацию учебно-воспитательного процесса в течение всего года, а не только в период учебного времени.

5.2 Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи невозможно без постоянной заботы об их обучении, занятости, досуге и отдыхе. Принципиально важным звеном непрерывного образования и воспитания обучающихся в Гимназии является их круглогодичное участие в воскресных и других праздничных церковных службах.

5.3 Гимназия, заботясь о своих выпускниках, продолжает поддерживать с ними тесные связи. Большинство выпускников активно участвуют  жизни гимназии..

6. Социальные аспекты гимназического воспитания

Жизнь человека не бесцельна и не бессмысленна. Христиане верят, что Господь будет судить человека в зависимости от того, как он относился к ближним: кормил ли голодных, одевал ли тех, кто не имел одежды, посещал ли больных и находящихся в темнице. Всё это не что иное как социальный аспект церковной жизни. Христос-Судия на Страшном Суде одним людям скажет: «Так как вы сделали это (оказали милость) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Другим Он скажет: «Так как вы не сделали (не оказали милосердия) одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45). Притча о милосердном самарянине (Лк. 15; 25–37) учит, что в центр жизни следует ставить не себя, а человека, который в данный момент нуждается в твоей помощи. Христианская жизнь проверяется по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к другим людям и к окружающему его миру.

Православная Гимназия ставит задачу воспитывать в детях:

  • стремление и навык помогать дома родителям, в школе учителям, воспитателям и всем учащим и учащимся в самых обычных обстоятельствах и обыденных заботах. Отдельные, даже самые выдающиеся поступки, не могут сформировать социально ориентированной личности или заменить заботу о тех, кто ежедневно заботится о нас самих. Не научившийся помогать дома и в школе — не будет стремиться помогать людям везде и вообще не узнает радости помогать и служить людям;
  • умение подчиняться, потому что в социуме всё держится на подчинении и соподчинении. Умение подчиняться родителям, воспитателям, преподавателям научит и в будущей (взрослой) жизни подчиняться начальствующим лицам. Неумение или нежелание подчиняться родителям и школьному руководству одним из важных последствий имеет то, что «анархист», достигши начальственного положения, не может быть добрым и умелым руководителем для других. Неумение подчиняться более всего вредит любому общему делу. Добродетель же послушания более всего помогает раскрытию творческих способностей человека;
  • сострадание к больным, страдающим и нуждающимся людям. Таких людей вокруг нас очень много. Сострадательный человек всегда будет правильно ориентирован в социальной жизни. Даже небольшая, но постоянная забота о нуждающемся (или нуждающихся) в помощи будет помогать правильному формированию личности. Без сострадания воспитывается ущербная личность;
  • личную ответственность за свои слова, поступки и мысли, за истраченное время, за свою семью, за школу, за свой класс, даже за свою парту или рабочий стол, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать. Важнейшими составляющими экологического воспитания становятся: забота об окружающей природе (мир Божий), о культурно-историческом наследии (родные святыни), о духовных ценностях («экология духа», по выражению Д.С. Лихачева). Грех всегда разрушает (личность, семью, сообщество, государство), ответственность — сохраняет;
  • умение просить прощение и прощать — один из важнейших навыков жизни в социуме. Неумение просить прощение показывает отсутствие критического отношения человека к себе, а без этого не может быть правильного отношения и к другим людям. Тот, кто не прощает, носит вред в себе самом, непримиримость же страшно мешает жить, учиться и работать с другими людьми;
  • благодарность Богу и людям. Неблагодарность — это страшный грех, который искажает жизнь самого неблагодарного человека и всегда препятствует установлению правильных отношений с окружающими. Благодарность необходима прежде всего самому благодарящему, она же характеризует его верность. Чаще всего худые изменения в жизни начинаются с нашей неблагодарности;
  • благожелательность ко всем людям. В мире и даже вокруг нас живут, учатся, работают очень разные люди. В некоторых людях мы не умеем видеть наших братьев и сестер. Осуждать других легко, но это не безвредно, потому что только Господь в совершенстве знает меру ответственности другого человека. Не смеяться над другими, не осуждать огульно людей, не глумиться над людьми с помощью анекдотов — значит избегать неразумного отношения к другим людям. Нетерпимость к людям может стать искрой для вражды. Лучше помогать и сострадать. Осуждение и злословие других чаще всего обнаруживает недостаток добра в нас самих.

Все вышеуказанные добродетели являются самыми важными для жизни воспитанников Гимназии в социуме.

7. Заключение

Гимназия осуществляет свою образовательную деятельность в едином образовательном пространстве с другими образовательными учреждениями города. По мере возможности Гимназия стремится возрождать российские педагогические традиции и православную культуру России.

Гимназия открыта к сотрудничеству со всеми образовательными учреждениями , научно-педагогическими сообществами, педагогическими вузами и другими учреждениями, участвующими в обновлении российской системы образования и воспитания.