Духовно-нравственное и патриотическое направление в работе
педагога начальных классов Соколовой О. В.
Музыкальная композиция "Песни льются над Волгою"
Музыкальная композиция "Песни льются над Волгой" была поставлена учениками 3 "А" и 3 "Б" класса Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова ( учитель Соколова Ольга Валерьевна) в рамках гимназического Праздника, посвященного Празднику песни "Тебе пою, моя Россия!"
Музыкально-театральная постановка "Под грибком"
Музыкально-театральная постановка "Под грибком" была поставлена учениками 3 "Б" класса Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова ( учитель Соколова Ольга Валерьевна) в рамках гимназического Праздника, посвященного Празднику Покрова Богородицы.
Методическая разработка:
Моделирование путей саморазвития учащихся младшей школы в ЧОУ «Ярославской Губернской Гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова»
В начальной школе начинается целенаправленное обучение и воспитание. Основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии его личности.
В понимании учебных предметов учитываются интересы и склонности школьников, создаются условия для проявления их способностей.
Совместная, коллективная, творческая деятельность учащихся, педагогов, духовника и родителей позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и понимания важности и значимости изучаемого предмета для своей дальнейшей жизни.
Цели и задачи воспитательной работы.
Основная цель воспитательной работы – формирование личности обучающегося как христианина и гражданина своего Отечества, которая достигается через реализацию следующих задач:
Формирование общей культуры личности обучающихся, воссоздание духовного и патриотического самосознания обучающихся;
Воспитание стремления к высоким к духовно-нравственным ценностям православия: гражданственности, патриотизму, трудолюбию, уважению правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;
Воспитание нравственности личности, руководящейся в своей деятельности таким христианским ценностям, как смирение, терпение, милосердие, открытость и искренность, уважение к старшим, законопослушность.
Данная цель находит реализацию через следующие направления воспитательной работы: духовно-нравственное и патриотическое, познавательное, здоровьесберегающее, эстетическое, трудовое и работу с родителями.
Каждое направление находит отражение во всей работе гимназии, в системе дополнительного образования внешкольных мероприятиях и внеурочной деятельности.
В нашей школе используются такие формы работы:
У каждого класса есть свой небесный покровитель. Ребята с 1 класса изучают постепенно житие своего святого по определенному плану: детство, места, где он бывал, храмы в честь святого.
Совместно с педагогом и родителями учащиеся оформляют портфолио.
Каждый день в нашей гимназии начинается с молитвенного правила. С 3 класса ребята самостоятельно читают молитвы для начальной школы, что формирует взрослое ответственное отношение к порученному делу. В классе день начинается с чтения Благой Вести или напутствия духовника на добродетель.
Так же в начале первого урока учитель ставит проблемный вопрос и в течении дня дети ищут ответ на вопрос, с помощью старшеклассников. В конце учебного дня подводим итог, решена проблемы найдена.
Таким образом, между ребятами идет взаимосвязь.
Реализуя проектную деятельность, мы читаем православные книги: «Притчи и христианские легенды». Проходят классные часы со священниками, беседы о познании православия. Так же посещаем занятия в музее Казанского монастыря и смотрим фильмы по теме. На занятиях по церковному пению дети изучают тропари и акафисты и узнают, как правильно обращаться за помощью к святому.
Приложение 1.
Проектная деятельность: «Небесный покровитель класса»
В 1 классе на совместном чтении мы узнаем о детских годах святого. Читаем православную литературу, делаем иллюстрации на заданную тематику.
Во 2 классе совершенствуем эти знания. На уроках внеклассного чтения дети самостоятельно читают о подвигах святого. По благословению духовника ученица нарисовала икону Александра Невского. Вместе с преподавателем ОПВ (Основы Православной Веры) создаем проект: «Заповеди блаженства». Дети работают со словарем пословиц. В день памяти своего святого ученики идут на службу.
В 3 классе одним из этапов изучения жития святого является театральная постановка, во время внеурочной деятельности мастерим реквизит для спектакля.
В 4 классе организуются паломнические поездки по местам связанные с жизнью святого. Оформляем творческие проекты в идее брошюр с иллюстрациями. Урок-презентация подготовленных материалов
Взаимодействие начальной школы со старшим звеном в этом направлении происходит следующим образом: они выступают в качестве наставников и помощников.
В гимназии проводятся благотворительные ярмарки способствующие доброделанию. Во Славу Божию. Подготовка к ней проходит в несколько этапов:
Во время внеурочной деятельности дети развивают свои творческие способности и воображения.
Взаимодействие родителей и детей через коллективную творческую деятельность дома, реализует творческий потенциал семьи.
Вырученные средства идут на помощь в дома престарелых, дома малютки, в социальную службу женского Казанского монастыря.
Большую часть постановок созданных к гимназическим праздникам учащиеся показывают в домах престарелых и домах малютки.
Приложение 2.
Памятка.
Работа над проектом «Заповеди Блаженства»
Проект рукописный (не напечатанный на компьютере, а написанный детской рукой).
Содержит:
Заповедь (9)
Объяснение «сложных» слов:
- Нищие духом
- Плачущие( о чем?)
- Кроткие
- Алчущие и жаждущие правды
- Милостивые
- Миротворцы
3. Пословицы, подходящие по смыслу каждой заповеди.
4. Пример из жития святого, иллюстрирующий исполнение заповеди (краткий 3-5 предложений) Просто написать имя святого не достаточно!
Проект по желанию может быть дополнен иллюстрациями к житиям или пословицам.
Критерии оценки:
- соответствие содержания;
- аккуратность исполнения (детского!);
- творческий подход в оформлении приветствуется.
Список святых к заповедям, примеры которых были использованы на уроках.
«Нищие духом» (смиренные) – Пр. Богородица, Св. Иоанн Креститель, пр. Сергий Радонежский, свт. Николай.
Плачущие: (о своих грехах, кающиеся) –пр. Мария Египетская, пр. Ефим Сирин, благоразумный разбойник.
Кроткие: Богородица, пр. Серафим и разбойники, пр. Сергей.
Алчущие и жаждущие правды: (ищущие путь к Богу) Св. м. Варвара, Екатерина, Никита-стоплник
Милостивые: свт. Николай, пр. Сергей, пр. Серафим.
Чистые сердцем - пр. Сергей, пр. Серафим, Св. Андрей (покр. Блаженный, Василий Блаженный)
Миротворцы: свт. Николай, свт. Спиридон, пр. Сергей, св. бл. кн. Александр Невский.
8,9. Изгнанные за правду: мученики, Георгий Победоносец, апостолы, цел. Пантелеимон, мч. Варвара, Екатерина, Татьяна.