Духовно-нравственное и патриотическое направление в работе

педагога начальных классов Соколовой О. В.

 

Музыкальная композиция "Песни льются над Волгою"

Музыкальная композиция "Песни льются над Волгой" была поставлена учениками 3 "А" и 3 "Б" класса Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова ( учитель Соколова Ольга Валерьевна) в рамках гимназического Праздника, посвященного Празднику песни "Тебе пою, моя Россия!"

 

Музыкально-театральная постановка "Под грибком"

Музыкально-театральная постановка "Под грибком" была поставлена учениками 3 "Б" класса Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова ( учитель Соколова Ольга Валерьевна) в рамках гимназического Праздника, посвященного Празднику Покрова Богородицы.

 

Методическая разработка:

Моделирование путей саморазвития учащихся младшей школы в ЧОУ «Ярославской Губернской Гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова»

 

В начальной школе начинается целенаправленное обучение и воспитание. Основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии его личности.

В понимании учебных предметов учитываются интересы и склонности школьников, создаются условия для проявления их способностей.

Совместная, коллективная, творческая  деятельность учащихся, педагогов, духовника и родителей позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и понимания важности и значимости изучаемого предмета для своей дальнейшей жизни.

Цели и задачи воспитательной работы.

Основная цель воспитательной работы – формирование личности обучающегося как христианина и гражданина своего Отечества, которая достигается через реализацию следующих задач:

  1. Формирование общей культуры личности обучающихся, воссоздание духовного и патриотического самосознания обучающихся;
  2. Воспитание стремления к высоким к духовно-нравственным ценностям православия: гражданственности, патриотизму, трудолюбию, уважению правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;
  3. Воспитание нравственности личности, руководящейся в своей деятельности таким христианским ценностям, как смирение, терпение, милосердие, открытость и искренность, уважение к старшим, законопослушность.

Данная цель находит реализацию через следующие направления воспитательной работы: духовно-нравственное и патриотическое, познавательное, здоровьесберегающее, эстетическое, трудовое и работу с родителями.

Каждое направление находит отражение во всей работе гимназии,  в   системе дополнительного образования внешкольных мероприятиях  и внеурочной деятельности.

В нашей школе используются такие формы работы:

У каждого класса есть свой небесный покровитель. Ребята с 1 класса изучают постепенно житие своего святого по определенному плану: детство, места, где он бывал, храмы в честь святого.

Совместно с педагогом и родителями учащиеся оформляют портфолио.

Каждый день в нашей гимназии начинается с молитвенного правила. С 3 класса ребята самостоятельно читают молитвы для начальной школы, что формирует взрослое ответственное отношение к порученному делу. В классе день начинается с чтения Благой Вести или напутствия духовника на добродетель.

Так же в начале первого урока учитель ставит проблемный вопрос и в течении дня дети ищут ответ на вопрос, с помощью старшеклассников. В конце учебного дня подводим итог, решена проблемы найдена.

Таким образом, между ребятами идет взаимосвязь.

Реализуя проектную деятельность, мы читаем православные книги: «Притчи и христианские легенды». Проходят классные часы со священниками, беседы о познании православия. Так же посещаем занятия в музее Казанского монастыря и смотрим фильмы по теме. На занятиях по церковному пению дети изучают тропари и акафисты и узнают, как правильно обращаться за помощью к святому.

 

 

Приложение 1.

Проектная деятельность: «Небесный покровитель класса»

В 1 классе на совместном чтении мы узнаем о детских годах святого. Читаем православную литературу, делаем иллюстрации на заданную тематику.

Во 2 классе совершенствуем эти знания. На уроках внеклассного чтения дети самостоятельно читают о подвигах святого. По благословению духовника ученица нарисовала икону Александра Невского. Вместе с преподавателем ОПВ (Основы Православной Веры) создаем проект: «Заповеди блаженства». Дети работают со словарем пословиц. В день памяти своего святого ученики идут на службу.

В 3 классе одним из этапов изучения жития святого является театральная постановка, во время внеурочной деятельности мастерим реквизит для спектакля.

В 4 классе организуются паломнические поездки по местам связанные с жизнью святого. Оформляем творческие проекты в идее брошюр с иллюстрациями. Урок-презентация подготовленных материалов

 Взаимодействие начальной школы со старшим звеном в этом направлении происходит следующим образом: они выступают в качестве наставников и помощников.

 В гимназии проводятся благотворительные ярмарки способствующие доброделанию. Во Славу Божию. Подготовка к ней проходит в несколько этапов:

  1. Во время внеурочной деятельности дети развивают свои творческие способности и воображения.
  2. Взаимодействие родителей и детей через коллективную творческую деятельность дома, реализует творческий потенциал семьи.

Вырученные средства идут на помощь в дома престарелых, дома малютки, в социальную службу женского Казанского монастыря.

Большую часть постановок созданных к гимназическим праздникам учащиеся показывают в домах престарелых и домах малютки.

Приложение 2.

Памятка.

 Работа над проектом «Заповеди Блаженства»

  1. Проект рукописный (не напечатанный на компьютере, а написанный детской рукой).
  2. Содержит:
  1. Заповедь (9)
  2. Объяснение «сложных» слов:

- Нищие духом

- Плачущие( о чем?)

- Кроткие

- Алчущие и жаждущие правды

- Милостивые

- Миротворцы

3. Пословицы, подходящие по смыслу каждой заповеди.

4. Пример из жития святого, иллюстрирующий исполнение заповеди (краткий 3-5 предложений) Просто написать имя святого не достаточно!

Проект по желанию может быть дополнен иллюстрациями к житиям или пословицам.

Критерии оценки:

- соответствие содержания;

- аккуратность исполнения (детского!);

- творческий подход в оформлении приветствуется.

 

Список святых к заповедям, примеры которых были использованы на уроках.

  1. «Нищие духом» (смиренные) – Пр. Богородица, Св. Иоанн Креститель, пр. Сергий Радонежский, свт. Николай.
  2. Плачущие: (о своих грехах, кающиеся) –пр. Мария Египетская, пр. Ефим Сирин, благоразумный разбойник.
  3. Кроткие: Богородица, пр. Серафим и разбойники, пр. Сергей.
  4. Алчущие и жаждущие правды: (ищущие путь к Богу) Св. м. Варвара, Екатерина, Никита-стоплник
  5. Милостивые: свт. Николай, пр. Сергей, пр. Серафим.
  6. Чистые сердцем - пр. Сергей, пр. Серафим, Св. Андрей  (покр. Блаженный, Василий Блаженный)
  7. Миротворцы: свт. Николай, свт. Спиридон, пр. Сергей, св. бл. кн. Александр Невский.

8,9. Изгнанные за правду: мученики, Георгий Победоносец, апостолы, цел. Пантелеимон, мч. Варвара, Екатерина, Татьяна.